Исходя из алгоритма работы пневмопривода можно сделать вывод о том, что в любой момент времени один из цилиндров пневматического привода находится под давлением сжатого воздуха и тем самым создает момент на валу четвертьоборотной арматуры. Именно наличие сжатого воздуха в одном из цилиндров предотвращает самопроизвольный поворот запорного или регулирующего элемента арматуры под действием рабочей среды.
Четвертьоборотная арматура, а в частности затвор поворотный дисковый, имеет эксплуатационную особенность – из открытого или промежуточного положения запорный элемент может осуществить самопроизвольное перемещение под действием давления рабочей среды, находящейся в трубопроводе. Для приводов с механическим редуктором (ручным или в составе электропривода) данное негативное эксплуатационное явление предотвращается за счет самой конструкции редуктора, т. к. за счет кинематической схемы момент, приложенный на выходной вал, не может привести к повороту передачи редуктора.
В пневматическим приводе в силу конструкции такая особенность отсутствует. Для пневматического привода одностороннего действия данная техническая проблема не актуальна, т. к. противодействие будет осуществляться за счет сопротивления пружин сжатию в одной из полостей.
Но для пневмопривода двухстороннего действия, в конструкции которого отсутствуют возвратные пружины и элементы механической передачи, способные предотвратить самопроизвольное вращение диска, существует единственный технический способ избежать данного явления. Предотвращение поворота пневмопривода под действием давления рабочей среды, воздействующей на запорный или регулирующий элемент ТПА, осуществляется за счет наличия сжатого воздуха хотя бы в одном из цилиндров.
В соответствии с вышеизложенным необходимо обратить внимание на то, что при проектировании пневматической системы управления пневматическим приводом в систему должен быть заложен пневматический элемент, блокирующий воздух в одном (или в обоих) цилиндрах при пропаже давления сжатого воздуха.