В штатном режиме единица ТПА выполняет функции регулирования расхода рабочей среды. При аварии и выходе технологической установки из штатного режима работы функция ТПА меняется на запорную. Привод арматуры от сигнала АСУ должен перевести ЗЭл в крайнее, заранее предопределенное технологией положение «открыто» или «закрыто».
Для пневмоприводов данное совмещение функции является стандартной инженерной задачей. По сути, любой функциональный алгоритм работы ТПА с пневмоприводом решается за счет комбинаторики пневматических элементов управления пневмоприводом.
В данной статье автор рассмотрит одну из самых распространённых пневматических схем управления пневматическим приводом ТПА, позволяющую совместить запорную и регулирующую функцию в ТПА.
Запорная функция или функция безопасности пневматического привода или пневматического цилиндра ТПА является аварийной. При штатной работе арматуры не используется и активируется только в случае выхода процесса в режим аварии. Функция заключается в переводе ЗЭл арматуры в заранее предопределенное положение. Это конструктивно реализуется за счет пневмопривода одностороннего действия (пневмопривод с пружинным возвратом) или пневмопривода двухстороннего действия и внешнего источника сжатого воздуха (пневматический ресивер), независимого от штатного источника воздуха КИП. Основная идея применения пневмопривода ОД заключается именно в конструктивной реализации функции безопасности непосредственно за счет привода, т. е. в случае отсутствия сжатого воздуха пневмопривод с помощью установленных в одну из полостей возвратных пружин переведет ЗЭл в положение «открыто» или «закрыто». Соответственно, при поступлении сигнала ПАЗ (противоаварийной защиты) на элемент пневматической системы управления пневмоприводом ТПА (чаще всего этот элемент – электропневмораспределитель) происходит отсечка беспружинной полости пневмопривода от источника сжатого воздуха КИП, и под действием пружин привод переводит арматуру в крайнее положение (рис. 1).
В штатном технологическом режиме эксплуатации арматура работает в регулирующем режиме, а пневмопривод управляется от позиционера и позиционирует РЭл в промежуточных положениях в зависимости от задающего сигнала АСУ ТП. В данной пневматической системе управления распределитель не задействован (рис. 2).
Также довольно часто применяется несколько модернизированный вариант данной системы управления. Вместо одного распределителя в пневматическую систему управления вводятся два распределителя. Один из них выполняет основную функцию, второй – резервный. При неисправности любого из распределителей второй (исправный) продублирует основной и при поступлении (или пропаже) сигнала ПАЗ выполнит функцию отсечки воздуха КИП от беспружинной полости пневмопривода. Функция безопасности ТПА будет выполнена (рис. 3).