Залогом безотказной и долговечной работы является надежность, заложенная в конструктивном исполнении, правильно выбранные для применения привод, материалы проточной части арматуры, а также качественные и вдумчивые мероприятия по вводу в эксплуатацию арматуры с приводом.
В данной статье автор на примерах из собственной инженерной практики рассмотрит основные важные, но не очевидные, на первый взгляд, моменты процесса настройки и ввода в эксплуатацию арматуры с приводом.
В случае применения четвертьоборотной арматуры с электроприводом останов выходного вала привода, а соответственно, и запорного органа арматуры происходит по концевым выключателям, которые встроены в цепь управления катушками реверсивных контакторов.
При срабатывании микроконтакта концевого выключателя происходит снятие напряжения с катушки контактора и, как следствие, со статора электродвигателя электропривода. Одновременно с концевыми выключателями в приводе существуют и механические упоры, обеспечивающие механическое ограничение угла открытия и закрытия при управлении электроприводом не от электродвигателя, а от маховика ручного дублера. При настройке привода крайне важно, чтобы диапазон сектора срабатывания механических упоров был на несколько градусов больше диапазона срабатывания концевых выключателей.
На рисунке 1 данное требование проиллюстрировано графически. Точка срабатывания концевых электрических выключателей для направлений «открыто» и «закрыто» находится в диапазоне срабатывания механических упоров. При несоблюдении данного правила во время эксплуатации четвертьоборотной арматуры возникнет ситуация, когда при движении привода от электродвигателя раньше произойдет срабатывание механического упора, чем концевого выключателя.
На рисунке 2 изображена нештатная аварийная ситуация. При благоприятном стечении обстоятельств сработает муфта ограничения момента, произойдет отключение привода, и привод «проинформирует» оператора или систему АСУ о превышении момента выше допустимого. При неблагоприятном – произойдет авария с механическими дефектами привода или арматуры, выходом из строя обмоток электродвигателя.